Устройство мостового крана

09.09.2024
Мостовой кран – востребованное грузоподъёмное оборудование, применяемое в производственных корпусах и портах, сервисных службах и строительстве, в складских терминалах и железнодорожных пакгаузах. Рассмотрим принципы работы мостовой подъёмной техники, ее устройство, конструктивные виды.

Особенности применения, виды мостового крана

Техника для подъема тяжелого и крупногабаритного груза может функционировать круглый год на открытых площадках и в помещениях. Во втором случае высота проводимых грузоподъемных работ ограничивается только габаритами промышленного сооружения, в котором оно используется.
Мостовые механизмы различаются:
  • способом установки;
  • видом конструкции;
  • типом привода.

Конструкция мостового крана

Состоит из одной или двух балок. Первый вид можно устанавливать подвесным или опорным способом. Двухбалочный вариант размещают только при помощи опор.
Оба вида ограничиваются концевыми балками, по полкам которых двигаются колёса.

Привод мостового крана

Существует два типа привода: электрический и ручной.
Электрический привод существенно упрощает конструкцию, делает удобным управление ГПМ. Он разрешает регулировать скорость перемещения груза, оперативно изменять направление движения. Электропривод делает работу экономичной и безопасной. Привод оснащается трехфазными электрическими двигателями серий МТ или МТК.

Ручной привод дешевле электрического и проще в монтаже. Но грузоподъёмность установки с ручным приводом ограничена. Устройства применяются в производственных цехах, промышленных корпусах с пожароопасными условиями, сервисных центрах. Подъем и перемещение груза производится с помощью талей червячного типа.

Способ установки мостового крана

Подвесные краны мостового типа размещаются на нижней поверхности двутавровых балок, которые, в свою очередь, закрепляются на потолке производственного здания или складского терминала. Механизм подъёма двигается по внутренней поверхности нижней полки двутавра.

Грузоподъёмность подвесных механизмов ограничена 8 т. Преимуществом этого оборудования считается способность охвата большой рабочей зоны. Другим плюсом ГПМ (грузоподъемных механизмов) является относительная низкая цена.
Перемещение мостовых кранов опорного типа происходит по рельсам, лежащим на подкрановых опорах, при помощи колёс. Такой способ разрешает перемещать максимально тяжелые грузы (до 500 т), но монтаж требует солидных вложений.

Детали конструкции мостового крана

Мостовой кран состоит из следующих конструктивных элементов:
  • одно- или двухбалочный мост;
  • грузовая тележка;
  • один/несколько грузоподъемных механизмов и рабочих узлов (тормозная система, редуктор);
  • подкрановые пути;
  • электрические схемы.

Система торможения мостового крана

Колодки или комбинация дисков с колодками используются в качестве стандартных механизмов остановки крана.
Если по ТУ рабочая скорость передвижения грузовой тележки менее 32 метров в минуту, то такой ГПМ не оснащается системой торможения. По способу действия тормозные механизмы бывают спускными. В этом случае выполняется замедленное торможение. А также стопорными – для полной остановки движения крана.
Механизмы мостовых кранов чаще оснащаются тормозами закрытого типа. Это означает, что в нормальном положении они тормозят механизмы. Тормоз снимается при включении электродвигателя. Такой тип считается более безопасным. Имеет больший рабочий ресурс.

Грузоподъёмный механизм мостового крана

Размещен на грузовой тележке.

В его конструкцию входят:
  • электромотор;
  • валы трансмиссии;
  • горизонтальный редуктор;
  • подъёмные тросы;
  • барабан для намотки.
При работе с грузом весом более 80 т требуется установка понижающей зубчатой передачи или дополнительного редуктора.

Редуктор мостового крана

Для передвижения мостовых кранов используются редукторы:
  • механизмов подъема;
  • движения грузовых тележек;
  • перемещения мостов.
Устанавливаются редукторы планетарного или развернутого типов. Последний вариант с цилиндрическими колесами используется чаще из-за дешевизны и простоты обслуживания.

Подкрановые пути мостового крана

Основы перемещения крановых механизмов мостового типа отвечают за безопасное передвижение солидных по массе конструкций, сохранность груза.
Для подкрановых путей применяются железнодорожные и спецкрановые рельсы. Последние устанавливаются в случае, если масса перемещаемого груза больше 20 т. Ж/д рельсы, используемые в узкоколейных путях, имеют маркировку: Р18, Р24, Р38. Для установки на широкую колею применяются рельсы с маркировкой Р43, Р50, Р65. Подкрановые пути для грузоподъемных механизмов свыше 20 т оснащаются направляющими из стали квадратного сечения с закругленными кромками.
При эксплуатации мостового крана ширина колеса обязана быть чуть больше (с небольшим зазором), чем рельсы. Отсутствие зазора может привести к перегреву конструкции и созданию аварийной ситуации.

Электрическое оборудование мостового крана

Интенсивная эксплуатация ГПМ требует многочисленных включений/выключений различных компонентов электрической части мостовых кранов, защиты от возможных перегрузок и т. д.
В состав электрооборудования входят:
  • электромоторы;
  • реле управления;
  • магнитные пускатели;
  • контроллеры;
  • ограничители;
  • электромагниты;
  • предохранители;
  • другие составляющие электрических схем крановой техники.
Задействована вспомогательная электроаппаратура: осветительные приборы, контрольно-измерительные приборы, сигнализация.
Электроснабжение осуществляется при помощи кабельной системы монтажа или троллейным путём. Последнее применяется для ГПМ, задействованных на работе с тяжелым грузом. Оно устанавливается на расстоянии не менее 2,5 м до настила моста и 3,5 м до поверхности рабочей площадки.
Кабельная система вывешивается с помощью кареток. Она дешевле, проще в эксплуатации, но не так надежна, как троллейная.

Грузовая тележка

Рамная конструкция с размещенными на ней колесами имеет электродвигатели, работающие на поднятие груза, ограничители высоты по подъёму, токосъемники.
В случае аварии системы торможения экстренную остановку тележки обеспечивает буферная система.

Управление

Мостовыми кранами можно управлять различными способами: с рабочей площадки с земли или из кабины. Управление производится дистанционно или с панели управления.
В зависимости от модели кранового оборудования используют джойстик или пульт. Операции по подъему/спуску, ускорению, остановке быстрее выполняются при помощи джойстика.
Подобными методами работают при условии, что грузоподъемность не выше средней. Управление подъемными работами с перемещением грузов повышенной массы производится из подвесной кабины.