Устройство козлового крана

19.08.2024
Конструкции козловых грузоподъемных механизмов (ГПМ) и мостовых схожи. Различие заключается в том, что мост в первом случае опирается на движущиеся опоры, а не на концевые балки.
Козловой кран отличается надежностью, способностью поднимать и перемещать многотоннажные грузы. Его применяют на открытых площадках в строительстве, на железнодорожных станциях, в речных портах. Более скромные по габаритам модели устанавливаются в закрытых строениях: на складских терминалах, в просторных производственных корпусах.

Назначение, особенности работы козлового крана

Грузоподъёмное оборудование козлового типа по сфере применения бывает:
  • строительно-монтажным;
  • общего назначения;
  • специальным.
Мостовые конструкции для строительно-монтажных работ отличаются большими (до 50 м) длиной. Такие ГПМ занимаются подъемом груза на высоту до 18 м.
Козловые краны общего назначения используются при уличных работах. Они функционируют в широком температурном диапазоне – от -50 до +50 градусов. В зависимости от вида и конструктивных особенностей имеют грузоподъёмность до 50 т при длине пролетной части 40 м. Для поднятия материалов и прочих грузов используются крюки, траверсы, грейферы.
«Козлы» спецназначения применяются для работ с крупногабаритным грузом повышенной тяжести (до 200 т). Их эксплуатация актуальна на заводах по обработке древесины, в речных и морских портах. Они выполняют задачи по подъему длинномеров, крупногабаритного груза, штучного веса – лесоматериалы и металлопрокат, производственное оборудование и транспортные средства. Сыпучие материалы, например, щебень, песок, гравий перемещается грузоподъемными устройствами в контейнерах.

Конструкция козлового крана

Все ГПМ козлового типа производятся по ГОСТ 7352-88.

Конструкция любой модификации козловой подъёмной техники состоит из таких элементов, как:
  • опоры;
  • мостовое сооружение;
  • грузовая тележка;
  • операторская кабина;
  • подкрановые пути;
  • электрическая часть.

Опоры козлового крана

Опорная часть состоит из одной или двух деталей. Конструкция из двух опор отличается повышенной надежностью, востребована из-за большей грузоподъемности.
Основой сооружения служат пространственные или плоские фермы, листовые конструкции коробчатого типа. Обе опоры желают жесткими, если расстояние между рельсами крановых путей меньше 25 м. В остальных случаях используется вариант: одна опора – жесткая, вторая – шарнирного типа, соединенная с мостом.
Сооружение имеет разное строение – одно- или двухбалочное. Балки монтируются с опорами, а канаты для перемещения груза размещаются между ними.

Устройство подъёма козлового крана

Устройство по подъёму состоит из тележки, лебедки, вспомогательных компонентов.
Механизм подъёма устанавливается стационарно на мосту или размещается на грузовой тележке. В первом случае необходимо иметь запас у каната грузоподъемной лебедки.

Грузовые тележки различаются по способу передвижения:
  • по монорельсу;
  •  по двум рельсам или по полкам двутавровой балки;
  •  при помощи канатной тяги между лебедкой и барабаном (привод устанавливается на мосту);
  • самоходные устройства, в которых механизм расположен на тележке.

Чтобы предотвратить удары о корпус концевых балок, в конструкции устанавливаются ограничители – деревянные или резиновые буфера. Они находятся в месте окончания хода тележки.
Лебёдки делают из стальных канатов или цепей. Модели с нарезным барабаном обладают повышенными характеристиками надежности, большей массой и размерами. Для увеличения тягового усилия устанавливают полиспаст, кратность которого зависит от веса поднимаемых материалов или оборудования.

Подкрановые пути козлового крана

Козловая подъёмная техника поднимает грузы солидной массы. Поэтому к прокладке подкрановых путей предъявляются повышенные требования безопасности.
В конструкцию подкрановых путей входит фундамент, выполненный из бетона, и шпалы из железобетона (более надёжный вариант) или дерева. Чтобы предотвратить нагрузку на землю, избежать деформации путей, для кранов делают амортизирующую насыпь – балластную призму. Окончание рабочего хода козлового крана фиксируется тупиковыми упорами, предотвращающими его съезд с рельсов.

Тип привода и тормозной системы козлового крана

Состоит из нескольких электромоторов. Их количество зависит от массы крановой установки. С электромоторами взаимодействуют редуктора, увеличивающие тягу.
Существуют ГПМ с центральным и раздельным приводом. В последнем случае каждое из колёс имеет свой привод. В версии с центрально приводной системой колёса функционируют синхронно.
Козловые ГПМ оснащаются надежными тормозными системами – гидравлическими или колодочными. Последние используются в системах с центральным приводом.
Плавное и безопасное торможение кранов с раздельным приводом обеспечивают гидромашины, которые состоят из редуктора, насоса, аккумулятора, распределителя и других компонентов.

Электрика козлового крана

Электрооборудование делится на основное и вспомогательное.

К первому относятся:
  • электромоторы;
  • кабели;
  • пускатели;
  •  выключатели;
  • реле;
  • механизмы торможения;
  • блоки управления;
  • другие элементы электрических схем, задействованные на подъём и передвижение груза по рабочей зоне.

Приборы контроля и освещения относится к вспомогательной группе.
Работа на открытой площадке требует защиты от возможных атмосферных осадков, пыли, загрязнений. Часть электрических цепей, коммутаторы размещаются в шкафах, установленных отдельно от ГПМ.
Для управления козловым краном используются:
  • релейно-контактное устройство;
  • частотный механизм;
  • дроссельно-пусковая аппаратура.

Чаще всего козловая крановая техника оснащается релейно-контактным устройством. Оно эффективно при работе в зимнее время.
Установка частотного механизма дает возможность контролировать и регулировать динамические характеристики – разгон, скорость, ускорение.
Дроссельно-пусковой способ ограничивает значение пускового тока. Применяется для плавного разгона и торможения ГПМ.

Управление козлового крана

Для управления используется пульт кнопочного типа. Он проводами связан с основными механизмами и узлами. Модели с меньшей грузоподъёмностью управляются дистанционно с помощью радиосигнала.
Козловое крановое оборудование, применяемое для работы с крупнотоннажным грузом, имеет кабину оператора. В ней расположены рычаги и панель управления приборами.