Главным методом обнаружения трещин служит визуальная инспекция компонентов стальных конструкций. Участки вероятного появления трещин очищаются от слоев грязи или покрытий способных скрыть их. Внешними проявлениями скрытых трещин чаще всего выступают ржавые пятна на металлической поверхности и коробления лакокрасочного покрытия. Особое внимание необходимо уделять сварным швам, как местам потенциального образования повреждений.
В случае хорошего состояния слоя краски на металлической конструкции и нормального освещения возникшие трещины отчетливо различимы визуально. В затемненных участках нужно использовать переносные источники освещения. Коррозионные пятна следует очистить абразивным кругом, так они могут маскировать дефекты. То же самое надо сделать с сомнительными сварными швами. Достичь высокой эффективности выявления трещин удаётся с помощью различных способов дефектоскопии.
Стоит обратить внимание на то, что трещины появляются не хаотично, а на определенных участках конструкции, подверженных высокой нагрузке:
- в креплениях буксового узла;
- на стыке пролетных и концевых балок;
- в верхней части пролетной балки в зоне крепления рельсов грузовой тележки;
- в зоне резкого изменения профиля сечения в нижней части пролетной балки на месте перехода от наклонного участка к горизонтальному (на стыке стенки конструкции с нижним поясом);
- на вертикальной стенке — в точках присоединения крепежных кронштейнов, поддерживающих площадки обслуживания;
- в крепежных узлах рейлингов к торцевым пластинам концевых балок;
- на участках состыковки с кабиной управления.
Максимальную нагрузку при работе мостового крана принимает на себя крепление угловой буксы ходовых колес концевых балок. На них приходится суммарная нагрузка из общего веса конструкции и груза с горизонтальными усилиями, появляющимися при работе. Векторы горизонтальных сил фокусируются на буксовые части концевых балок.