Как монтируются подкрановые пути и что это такое

16.07.2024
Правильно установленные подкрановые пути гарантируют безопасность подъемно-разгрузочных работ, длительное безаварийное использование проложенных магистралей и грузоподъемных механизмов, а также сохранность груза. Рассмотрим виды путей для крана, особенности устройства, способы их установки.

Виды подкрановых путей

Выбор зависит от типа механизма (ГПМ), возможной грузоподъемности, а также способа движения подъемной конструкции.

Устанавливается один из двух вариантов подкрановых путей:
  • наземный;
  • надземный.
Первые применяются для эксплуатации башенных, козловых и портальных кранов. Монтируются на открытых площадках или внутри производственных корпусов. В качестве основания используется утрамбованная насыпь. Прокладывается система отвода воды. Сверху насыпной подложки делают балластный слой и монтируются рельсы. Для относительно лёгкой конструкции козлового кранового оборудования обустраивают шпально-балластное основание.
Надземный способ пригоден для мостовых кранов, кран-балок. Они размещаются на определённой высоте подвесным или опорным методом: прикреплены к фермам, перекрытиям производственного корпуса или установлены на эстакаде, колоннах. Используется в сервисных службах, на складах и предприятиях.
Производство подкрановых путей осуществляется строго по ГОСТу 56944-2016.

Наземная конструкция

Состоит из основного и вспомогательного узла. Рельсы, подкрановые балки считаются составной частью основного оборудования. К вспомогательному относятся концевые ограничители, подрельсовая подкладка, буфера, крепежные детали.
В качестве балластной подложки для крановой техники повышенной грузоподъёмности (свыше 80 т) используют щебёнку фракций до 7 см. Поверх утрамбованного слоя укладывают шпалы. Каждая из них размещается на расстоянии 22-45 см друг от друга.

Особенности шпал и рельс

Шпалы изготавливаются из сосны, которая пропитывается антисептиком, или из железобетона. Ж/б шпалы применяют для многотоннажных ГПМ.
Поверх шпальной конструкции укладываются рельсы, которые фиксируются в подушке костылями. Рельсы производятся из качественной стали марки К130, покрываются антикоррозийным защитным составом. Костыли отвечают за надежность стыковки рельс и шпал, а также равномерное распределение нагрузочных сил, создаваемых при движении и во время остановки большегрузных кранов.
Используются рельсы с различной маркировкой. Для козловых опорных мостовых кранов применяются рельсы из стали КР с выпуклыми головками или железнодорожные рельсы Р с плоской головкой.
При работе с грузом не выше 10 т допускается прокладка рельс с маркировкой Р18, Р24. Для грузов до 30 т нужно устанавливать рельсы Р38. Для многотоннажной техники используют рельсы Р50, Р65 из металлопроката квадратного или прямоугольного сечения 50х30, 60х40 мм.

Особенности путей надземного типа

Надземные пути состоят из следующих компонентов:
  • опорных стоек и поперечных балок;
  • направляющих балок;
  • фиксаторов, ограничителей, буферов;
  • крепежных элементов.
При прокладке используются детали, которые в соответствии со стандартами подходят для конкретной грузоподъемности кранового оборудования.

Рельсы:
  • монтируются с помощью прижимных пластин;
  • соединяются методом сварки;
  • фиксируются крюками с резьбой.
Для обеспечения прочности и надежности установки используют пружинные планки и прижимные накладки, скобы и крюки с гайками для регулировки.
За своевременную остановку в концевых точках отвечают буфера торможения. Они могут быть безударными, контактными и комбинированными.

Монтаж

Для разработки проекта и проведения монтажных работ необходимо обратиться в организацию, которая получила лицензию Ростехнадзора.

Потребуется пройти следующие этапы:
  1. Составление проекта. При разработке учитывают возможные нагрузки, состояние почвы, прочностные характеристики строения для прокладки рельс. Подбираются материалы, составляются чертежи, схемы, разрабатываются путевые размеры, рассчитывается уровень безопасности.
  2. Производственный процесс. По расчётам изготавливаются конструкционные детали.
  3. Установка. На месте эксплуатации начинается сборка, которая выполняется наземным или надземным способом.
  4. Нивелировка – заключительный этап, на котором при помощи геодезических приборов оценивается качество монтажа. Проверяется соответствие реальных и проектных параметров укладки.