Крановые крюковые подвески – виды и конструкция

Безопасное и надежное оперирование грузами обеспечивается грузоподъемными устройствами с захватными системами. На производстве чаще всего применяются механизмы в форме крюка. Крановые крюковые подвески имеют разные конструкции, которые могут оперировать грузами по всей территории промышленной площадки.

Для чего необходим грузоподъемный крюк?

Грузоподъемный крюк — универсальное устройство для захвата грузов, используется как элемент крюковой подвески грузоподъемной спецтехники. По стандарту выдерживает статическую нагрузку, которая больше грузоподъемной силы на четверть. Комплектуется предохранительными замками, исключающими несанкционированное выпадение грузозахватного приспособления.

Крюковые подвески

Крюк монтируется на тельферы, краны, кран-балки. В соответствии с показателями грузоподъемности подвеска оснащается осью блоков для свободного перемещения по нужному направлению.

При необходимости перемещения только вверх или вниз на мостовой кран фиксируется крюковая подвеска в формате сдвоенного полиспаста. Она поддерживает равномерное распределение нагрузки на каждую опору крана и дифференцирует массу по пролетному сегменту моста. Такая конструкция одновременно помогает мотать канат на барабан.

Место крепления полиспаста зависит от кратности крюковой системы. В четном исполнении крепление выполняется к подвеске, а в нечетном к раме.

Уравнительный блок (балансир) используется для выравнивания усилий в симметрично размещенных ветвях. Сдвоенный полиспаст необходим для симметричного расположения крюковой системы, при этом ветви остаются в статичном положении. Балансир может поворачиваться на заданный угол.

Конструкция крановой подвески

Конструкция устройства включает ряд ключевых элементов:

  • редуктор;
  • траверса;
  • ручка-скоба;
  • ось (одна или больше);
  • системы фиксации;
  • крюк (имеет разные конфигурации);
  • подшипники (один или больше).

Весь подъемный механизм приводится в движение электроприводом. При этом существуют оптимизированные исполнения с более продвинутыми техническими характеристиками.

В частности, мостовые краны комплектуются подвеской с балансиром. Укороченные конструкции оборудуются траверсой особой формы, оснащенной упорным подшипником, в который упирается крюковой механизм. Стандартная конструкция предусматривает монтаж блоков подвески на ось, зафиксированной на траверсе. Детали подвески размещены в защитном кожухе, откуда выдвигается канат.

Разновидности грузовых крюков

Устройства производятся на основании требований ГОСТ, что гарантирует их надежность и качество. Они классифицируются по нескольким параметрам:

  • материал;
  • область применения;
  • вид крюков;
  • вариант фиксации;
  • размер подвески крюка;
  • число установленных осей.

Крановая крюковая подвеска

Для крюковой подвески используется несколько марок стали. В соответствии с технологией изготовления выделяют устройства в пластинчатом, литом, кованом исполнении. Менее востребованы литые изделия, так как существуют сложности с диагностикой скрытых дефектов материала.

Блочные подвески с регулируемой кратностью полиспаста могут при необходимости менять скорость перемещения груза, учитывая его общую массу. Последний показатель для кранового механизма не должен быть больше 5% от рассчитанной грузоподъемности. Благодаря подобному соотношению, гарантируется равномерность канатного натяжения.

Крюки фиксируются посредством одного из трех видов крепления:

  • вилочное;
  • ухо;
  • вертлюг.

Конкретный вид подбирается исходя из необходимой грузоподъемности и типа крюка. Сейчас используются несколько разновидностей крюков с индивидуальным замком, который отвечает действующим стандартам и принятым нормативам техники безопасности:

  • S-образный;
  • чалочный;
  • приварной;
  • вращающийся;
  • цепной;
  • с расширительным звеном;
  • двурогий.

Симметричная конструкция S-образного крюка напоминает заглавную латинскую S. К такому крюку груз прикрепляется вне зависимости от установленной стороны. Устройство с расширенным звеном удобно для фиксации большого числа строп.

По показателю установочных осей подвески крюка выделяются 3 типа элемента кранового механизма:

  • одноосные — канат перемещается по одной оси;
  • двухосные — имеет 2 оси, находящиеся между щек, фиксируются болтами, захватный механизм расположен на траверсе с использованием блочной системы, безопасность эксплуатации обеспечивается посредством замка;
  • трехосные — дополнительно имеют обойму из 2 щек, сочлененных серьгой и стальным пальцем.

По геометрической конфигурации бывают нормальные и укороченные крюковые подвески. Первые состоят из нескольких блоков, которые бывают обводными либо собранными в формате полиспаста. Фиксацию грузового механизма обеспечивает большая гайка. Также в конструкции предусмотрено от 1 до 4 подшипников вращения.

Крюковые подвески для кранов

Укороченные варианты располагаются на общей оси с траверсой, а в их комплектацию не входят щеки. Благодаря такой конструкции они могут устанавливаться в местах с ограничением по высоте, например, внутри помещений. При этом у подобных подвесок исключительно четное число блоков.

Особенным типом подъемных механизмов выступает грузовая петля, которая используется более широко, в том числе за счет меньшего веса. Бывают шарнирно-сочлененными или цельновязанными. Производятся в основном из стали 20 либо 20Г (ГОСТ 1050-88). Один из видов грузовой такелажной петли — массивные рым-болты, которые фиксируются в перемещаемом изделии с помощью резьбового соединения.

Особенность конструкции петли — через нее пропускается стропа или канат. При эксплуатации периодически возникает трение стропы о петлю, что сокращает период службы механизма. Устройства бывают цельноковаными или составными. Первые представляют собой монолитный, неразборный блок, вторые включают шарнирные соединения.

Нередко подъемные механизмы оборудуются пластичной подвеской. В соответствии с действующим ГОСТ 6619-75 они производятся в двух исполнениях:

  • однороговое — используется, прежде всего, для литейных кранов, грузоподъемность в пределах 40-315 тонн;
  • двухроговое — применяется для универсальных подъемных механизмов, грузоподъемность в пределах 80-320 тонн.