Концевая балка – что это за конструкция

Концевая балка представляет собой сварную деталь из стали для мостовых кранов и кран-балок. Используется в качестве опоры для закрепления и передвижения пролетной балки с тележкой или тюльфером по подкрановым путям.

Выступает важным вспомогательным оборудованием на производствах с тяжелыми, массивными материалами и установками. Комплектуется ручным или электрическим приводом. Обеспечивает безопасную и стабильную работу крана в различных условиях.

Концевая балка мостового кранаКонструкция и материалы

Конструктивно выполняется как металлическая коробка из швеллеров или листов. Дополнительно усиливается посредством скрепленных связей и ребер. Отливается в основном из легированной стали. В более ранних модификациях присутствовала холостая опора, лишенная привода. Современные модели комплектуются приводами для всех опор, что обеспечивает плавное перемещение крана.

Базовые конструкции концевой балки отвечают положениям ГОСТ 25546-82, который допускает работу при температуре от -20°C до +40°C. Средняя скорость передвижения составляет 20 м/мин. Электропитание обеспечивается от трехфазной сети напряжением 380 В частотой 50 Гц.

На оборудование в стандартном исполнении устанавливаются серийные редукторы, которые поддерживают работу в среднем режиме мощности. Для увеличения производительности необходимо монтировать электропривод повышенной мощности.

Для концевых балок в основном применяются мотор-редукторы трехступенчатого типа. Червячные модификации более дешевые, менее шумные, плавные и легкие. Но эти устройства характеризуются небольшим КПД и высоким тепловыделением, что требует создания дополнительной системы охлаждения. Они рекомендованы для эксплуатации в легких режимах на мостовых кранах, которые оперируют грузами менее 10 тонн.

Стандартный класс защиты электроприводов концевых балок – IP54. Это не позволяет применять их во взрыво- и пожароопасных средах. Не допускается их контакт с парами кислот. Краны в стандартном исполнении не могут использоваться при перемещении ядов, взрывчатых компонентов, расплавленного металла и иных материалов температурой более +300°C.

Внешний вид концевой балкиВместе с балками применяется грузозахватное оборудование:

  • штыри;
  • однорогие/двурогие крюки;
  • захваты;
  • грузовые вилы;
  • вакуумные, магнитные устройства.

По функциям и назначению существует два типа установок — опорные и подвесные.

Опорные модификации

Рекомендованы для перемещения массивных грузов от 10 тонн и более. Одновременно обеспечивают опору и передвижение мостового крана. Комплектуются одно- либо двухребордными непарными колесами в количестве двух единиц. Они размещаются на осях в подшипниковых опорах. Двухребордные модификации отличаются повышенной износостойкостью благодаря утолщенной реборде, изготавливаемой из стали марок 40х или 45.

При выборе нужно учитывать формат металлической конструкции – с боковыми либо вертикальными креплениями для моста.

Среди других особенностей устройств:

  • Высокая грузоподъемность.
  • Необходимость монтировать колонны и подкрановые пути, что мешает подвести крановый крюк близко к стене и препятствует обслуживанию всей производственной площадки.
  • Возможность изменения скорости перемещения.
  • Разработка проекта и возведения здания/сооружения не требует отдельного расчета и учета дополнительной нагрузки на перекрытия, так как опоры играют роль несущих опор.

Опорные концевые балки имеют преимущества при эксплуатации в тяжелых условиях, необходимости большой скорости подъема и оперировании массивными грузами.

Концевая балка кранаПодвесные концевые балки

Подобные виды балок получили широкое применение. Они способны перемещать грузы в горизонтальной и вертикальной плоскости. Благодаря возможности подъема предметов вблизи стен производственной площадки, подвесное оборудование позволяет более рационально использовать помещение.

Оснащаются приводными и холостыми колесами. Конструкция устройств не предусматривает присутствие рабочих механизмов в рабочей зоне. Ходовые пути устанавливаются на перекрытиях потолка производственной площадки.

Передвигаются по крановому пути с помощью ходовых тележек, которые прикреплены к подкрановой балке. Одна из них комплектуется электрическим приводом для перемещения вдоль пролета. В средней части находится пролетная балка с электротельфером.

Нагрузка ложится на нижний сегмент подкранового пути, что уменьшает грузоподъемность. Отличается высокой амплитудой перемещения грузов вдоль моста. В случае необходимости допускается эксплуатация одновременно двух кранов для оперирования нестандартными конструкциями.

Существуют однопролетные и двухпролетные модификации. Конструкция первых включает 2 концевых балки, а двухпролетных – 3. Грузоподъемность устройства находится в пределах от 1 до 10 т. Только специальные версии могут оперировать грузами массой до 20 т.

В теории рабочая зона подвесного элемента может иметь любую площадь. Подобная особенность связана с наличием троллейных проводов, которые позволяют обслуживать площадку любой длины. Однако с расширением рабочей зоны увеличивается стоимость оборудования.

Особенности установки

Монтируются комплектом вместе с краном. Работы производятся квалифицированными рабочими, которые получили допуски со стороны Ростехнадзора.

Соединение концевых и пролетных конструкций фиксируется четырьмя особо прочными болтами, имеющими метрическую резьбу. Если выполнить отверстие нельзя, в главной балке для закрепления применяется монтажная пластина. Она корректирует крановый пролет на 20-30 мм. Пластина приваривается к концевой балке по контуру.

Способы управления

Для управления используются два способа:

  1. Ручной. Рекомендован для сборочных производств, сервисных центров при небольшой скорости подъема/передвижения.
  2. Через кнопочный пульт/пульт радиоуправления. Это малозатратный, удобный и наименее опасный способ для поднятия и перемещения массивных грузов. На пульте расположено от 4 и более кнопок для управления всеми подключенными системами.

Подключение устройства к сети выполняется посредством троллеев, гибкого провода и кольцевого токопровода. Все элементы конструкции, не включенные в электроцепь, в обязательном порядке заземляются. При работе на площадках с высокой температурой электроприводы изолируются, а электрооборудование располагается в аппаратных кабинах и безопасных шкафах.

Конструкция концевой балкиСоветы по выбору

На выбор влияет режим эксплуатации, габариты оборудования, показатель грузоподъемности, высота подъема груза.

Среди других критериев:

  • скорость перемещения;
  • вес пары;
  • марка стали;
  • допустимая температура;
  • мощность электрического привода;
  • предпочитаемый класс защиты.

Выбранная марка стали зависит от грузоподъемности и габаритов. Масса двух стандартных балок составляет от 145 до 520 кг, но у специализированных кранов она значительно выше.